Суббота, 18 сентября, 2021
Косметолог в Майами

На мировом арт-рынке растет спрос на непубличные сделки


Как и любой рынок, арт-рынок – это система, обеспечивающая взаимодействие продавца и покупателя. В данном случае – создателя произведения искусства с его потребителем.

Но эта схема описывает связи между арт-субъектами в самом общем виде. На деле все сложнее, и путь работы из мастерской художника в дом коллекционера, галерею или музей намного более замысловатый. И с течением времени значение разных элементов этого рыночного механизма меняется.

География искусства

Прежде всего в зависимости от того, кто является продавцом произведения искусства, важно разделять художественный рынок на первичный и вторичный.

На первичном рынке – где работы предлагаются к продаже впервые – основным продавцом принято считать арт-дилера. Иногда (гораздо реже) свои произведения продает сам художник или коллекционер, когда-то получивший работу от автора и решивший с ней расстаться. Среди коллекционеров много известнейших людей: Элтон Джон, Джек Николсон, Барак Обама, Стив Мартин. Однако самые крупные коллекционеры обычно находятся в тени – их имена ничего не скажут человеку, который не занимается искусством профессионально. Большинство из них – люди в возрасте 50–75 лет (правда, в последние годы благодаря, в частности, бурному росту стартапов и быстрому достижению финансового успеха их основателями появляется все больше молодых коллекционеров, но их доля все еще невелика). 9% крупнейших коллекционеров искусства живут в Китае, столько же – в Германии, 7% – в Великобритании, но основная масса – больше 25% – в США. Это неудивительно: США – крупнейший рынок искусства в мире, на долю этой страны приходится 44% оборота всего арт-рынка.

Если первичный рынок отвечает за ввод новых художественных произведений в оборот, то вторичный обеспечивает переход работ от одного владельца к другому. Именно этот сегмент является для арт-рынка основным – его оборот на несколько порядков превышает объемы первичного рынка. И на нем целиком властвуют профессиональные посредники – люди (дилеры, маршаны) или институции (аукционы и галереи).

Галереи vs. аукционы

Мировые продажи произведений искусства делятся между главными игроками арт-рынка – дилерами (включая институциональных – галереи) и аукционами – почти паритетно: в прошлом году на публичный сектор (аукционные торги, в том числе онлайн) пришлось 42% от общего оборота рынка искусства, на непубличный (дилеры и галереи) – 58%. Стоит, однако, заметить, что за год разрыв между публичным и частным сегментами увеличился: в 2018 г. на аукционы приходилось 46%, на галереи и дилеров – 54%. Спрос именно на непубличные сделки сегодня растет быстрее: в 2019 г. объем сделок в секторе галерей и частных дилеров достиг $36,8 млрд, что на 2% больше, чем в 2018-м, в то время как совокупные продажи на публичных торгах за год упали на 17% до $24,2 млрд.

Это уже тренд, заставляющий владельцев аукционных домов уделять большее внимание частным продажам. Например, частные продажи дома Christie’s, который в 2019 г. стал лидером рынка среди аукционных домов, выросли по сравнению с предыдущим годом на 24% до $811 млн, тогда как в публичном секторе продажи снизились на 19%, составив $4,9 млрд. Похожим образом обстоят дела и у Sotheby’s: в то время как публичные продажи демонстрируют отрицательную динамику ($4,8 млрд за 2019 г. – на 9% меньше, чем в 2018-м), частные, по крайней мере, не падают (около $1 млрд). В 2019 г. частные продажи Sotheby’s составили 17% от общей выручки компании, что является самым высоким показателем с 2013 г. Китайские аукционы Poly Auction и China Guardian, идущие по объемам продаж на 3-м и 4-м местах в мире, данных по частным сделкам не предоставили, а их публичные продажи, как и у конкурентов, упали до $1,1 млрд (-8%) и $952 млн (-9%) соответственно. А замыкающий пятерку крупнейших аукционов Philips демонстрирует непубличный сектор в особенно выгодном свете – уверенный рост частных продаж на 34% (до $172 млн) на фоне падения публичных на 8% (до $736 млн) выглядит очень убедительно. Хотя в абсолютных цифрах публичные продажи аукционов все еще серьезно превышают частные, тенденция к повышенному спросу на непубличные сделки прослеживается однозначно.

Что касается галерей, то преимущество на рынке сегодня у масштабных сетевых проектов, таких как Opera Gallery, David Zwirner, Gagosian Gallery, Hauser & Wirth, Pace, White Cube, Acquavella Galleries, действующих в США, Великобритании, Гонконге, Швейцарии и ряде других страна. Все они демонстрируют быстрый рост, а годовой оборот некоторых из них доходит до $1 млрд.

Музеи во главе процесса

Считается, что поскольку галереи и аукционы являются основными игроками арт-рынка, то именно они оказывают влияние на цены на произведения искусства и их динамику. Это так, однако ничуть не меньшее значение имеют в этом смысле музеи, а часто (особенно в последнее время) их влияние на цены оказывается решающим. Проходя через самые разные инстанции (аукционы, галереи, коллекционеров), многие арт-объекты в конечном счете оказываются именно в музейных коллекциях, что делает музеи крупнейшими покупателями на рынке искусства. Этот статус позволяет им диктовать свои правила – например, не принимать от коллекционера дар, считая его культурную ценность недостаточной. Так что если то или иное произведение искусства стоит дорого, то не в последнюю очередь из-за того, что именно музеи высоко оценили его художественную значимость. И несмотря на то что арт-рынок преображается с течением времени, музеи вряд ли потеряют на нем доминирующие позиции.



Source link

Related Articles

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Stay Connected

21,992ФанатыМне нравится
2,940ЧитателиЧитать
0ПодписчикиПодписаться
- Advertisement -Подтяжка лица в Киеве

Latest Articles