Вторник, 28 сентября, 2021
Косметолог в Майами

Крупноформатный диптих одного музыкального вечера


Впервые в истории Новосибирской филармонии состоялся большой гала-концерт фестиваля Ильдара Абдразакова при участии оперных звезд и молодых вокалистов. 

ДЛЯ двукратного обладателя Grammy, эксклюзивного артиста Deutsche Grammophon, исполнителя ведущих басовых партий на мировых сценах оперной культуры — La Scala, Metropolitan Opera, Мариинского и Большого театров — Ильдара Абдразакова выступление в Новосибирске стало дебютом. Дебютом феерическим и незабываемым, причем в полной мере и для его именного фестиваля, в четвертый раз собирающего на одной сцене признанных вокальных грандов и молодых, наиболее отличившихся участников мастер-классов.

Незадолго до концерта художественный руководитель фестиваля признался: «Я много слышал о прекрасном Новосибирском симфоническом оркестре. На репетициях складывалось ощущение, что мы довольно давно работаем вместе. Это по-настоящему профессиональный оркестр высокого качества. Я очень рад возможности нашей совместной работы, для меня это большая честь».

Международный музыкальный форум Ильдара Абдразакова за один вечер успел впитать в себя, сконцентрировать и выдать в зал энергетику и атмосферу полноценного двухнедельного фестиваля — настолько сильным было впечатление от программы, от творческой индивидуальности, многогранности и артистизма каждого исполнителя. Мощный оплот, музыкальный остов, на котором держится практически каждый крупный фестиваль филармонии, — Новосибирский академический симфонический оркестр, без которого уже невозможно представить культурную жизнь города. Этим вечером оркестр возглавил Михаил Грановский, унаследовавший все лучшее от своих менторов Геннадия Рождественского и Бориса Тевлина — мэтров русского симфонического дирижирования. Михаил Грановский, известный региональной публике по уникальным программам абонементов Новосибирского АСО (например, мартовская программа нынешнего года включала в себя премьеры сочинений трех Чайковских — Петра Ильича, Бориса Александровича и Александра Владимировича), давно завоевал восхищение аудитории и благосклонный интерес ко всему новоявленному, в чем нынешний концерт не стал исключением, несмотря на репертуар — сплошь вокальных «бестселлеров».

Крупноформатный диптих программы из фрагментов русской и зарубежной оперной музыки включил в себя как сольные арии, ариозо и каватины, так и оркестровые номера. Гала-концерт был открыт блестящим фанфарным полонезом из оперы «Евгений Онегин» (в первом отделении Петру Ильичу была отдана особая дань почтения). Сбалансированно и эффектно звучал НАСО, слаженная работа оркестровых групп передавала эстафету плотного и густого по окраске голосоведения друг к другу — от зычной виолончельно-контрабасной линии к чистым и точным по артикуляции партиям скрипок в «облегающей» фонации духовых. Художественный руководитель и лидер фестиваля Ильдар Абдразаков вышел на сцену с арией Гремина, продолжая нить онегинской истории. Бархатная, пробирающая до мурашек басовая кантилена с выразительными баритоновыми верхами в известнейшей арии «Любви все возрасты покорны…» не могла не очаровать слушателей, и действительно были в зале и те, кто не смог сдержать слез. Можно было бы подробнее остановиться на вокальной стилистике и технической безупречности подачи звука, но ведь и без того известно, что мастерство певца как раз в той поре, когда остается лишь завороженно слушать и получать эстетическое блаженство, — впрочем, эффект от которого не рассеялся, когда с арией Ленского на сцену вышел частый гость НОВАТа тенор Дмитрий Корчак.

ПРОНИКНОВЕННАЯ лирика с затушеванной мягкостью ровной вокальной линии произвела ни с чем не сравнимое впечатление — зал-тысячник находился во владении артиста настолько, что ни шелеста программок, ни отзвука. Одухотворенный трагизм («Куда, куда вы удалились…»), доподлинно пережитый на сцене, наряду с мастерством и дает высокий художественный результат, из которого созидается настоящее искусство. Арией Елецкого («Я вас люблю, люблю безмерно…») музыкальный хронотоп перешел к опере «Пиковая дама». Обладатель лирического баритона Василий Ладюк чувственно, с великолепным объемом, с внутренним надрывом и нервом представил совершенно другую любовь — сострадающую, благородно томящуюся, без показного драматизма, с тонкой эмоциональной градацией и главное — с прекрасным монолитным оркестровым ансамблем. Участник образовательной программы — тенор Арсений Яковлев, являющийся действующим солистом оперной труппы Большого театра, по-своему интерпретировал знаменитое ариозо Германа («Прости, небесное создание…»), в концертном исполнении наделив образ актерской осязаемостью — психологически лаконично и не утрированно, используя фактурность мимики, жеста, собственного отношения.

После была исполнена «Пляска скоморохов» (из музыки к сказке Островского «Снегурочка»), где оркестр залихватски рассыпал брызги звуков в витиеватом кружеве музыкального полотна Чайковского — щедро и тепло. Еще одна участница образовательной программы — сопрано Анастасия Лерман (ныне приглашенная солистка Большого театра) представила арию Марфы из оперы «Царская невеста» Римского-Корсакова, оставив приятную импрессию от гармонично переданного портрета — чистого, естественного, не отягощенного эксцентрикой. Удивительно красиво и характерно была прожита на сцене каватина Алеко из одноименной оперы Рахманинова Ильдаром Абдразаковым — идеально, когда вибрации на пианиссимо снисходят со сцены в зал, не теряя при этом тембральной сочности. Яркой экспрессивной кульминацией первого отделения стала ария Роберта (из оперы «Иоланта» Чайковского) — Василий Ладюк предстал перед слушателями в совершенно ином амплуа, но по-прежнему с великолепной фразировкой и пластичностью.

Любимица публики — солистка Новосибирского театра оперы и балета, лауреат премии International Opera Awards как лучшая молодая певица года (2020-21) Василиса Бержанская под занавес первого отделения исполнила арию Иоанны из оперы «Орлеанская дева», нивелируя серебристое сопрано колоратурным меццо с элегантно собранным нижним регистром, да так, что дух захватывало, — смело, решительно, цельно по задумке.

Второе отделение, полностью посвященное музыке композиторов Франции и Италии, открыла Анастасия Лерман арией Лакме из одноименной оперы Делиба — это был выход из зоны камерного комфорта, ибо партия, пестрящая сложностью и прихотливой виртуозностью, не потеряла своей изящности, богато украшенной «колокольчиковыми» колоратурными пассажами наряду с тонкой поэтичной оркестровкой. Арией Вертера Массне продолжил концерт Дмитрий Корчак, выход которого после первого отделения ожидался с нескрываемым меломанским любопытством.

В элегической матовости пленительного звука, истаивающего на пиано, певец показал, насколько тонко следует чувствовать партию и каким мелодистом для этого нужно быть. Следующие три номера представили участники образовательной программы — уже знакомый публике Арсений Яковлев (он исполнил арию Шенье Джордано, выдав при этом максимум необходимого), а также участники новосибирского мастер-класса, состоявшегося накануне гала-концерта, — сопрано Виктория Шевченко (выпускница Уральской государственной консерватории) и баритон Андрей Меркульев (получивший вокальное образование в Новосибирской консерватории им. Глинки). Впервые выступив на одной сцене с симфоническим оркестром, по-академически аккуратно и выверенно, но не без волнения, Виктория Шевченко исполнила арию Микаэлы из оперы «Кармен» — даже через камерную завесу звука ощущался нарастающий исполнительский магнетизм, которому еще будет суждено раскрыться в полной мере. Ария Риголетто из одноименной оперы Верди в исполнении Андрея Меркульева стала мощным контрастом — гулким натиском, гротескным образом, исполински-язвительным шутовством — каким и должен быть герой «тройного несчастья» — это безусловная удача молодого артиста.

Последний вокальный блок был представлен музыкой Россини: каватиной Фигаро буквально «взорвал» зал Василий Ладюк, начавший партию из условного закулисья сцены, да еще и в медицинской маске — легко, играючи, подтрунивая в то же время над самим собой в амплуа и пританцовывая, — он обозначил финал гала-концерта, обороты и градус которого теперь уже нарастали с небывалой остротой и ощущением живости происходящего. В карикатурно-комической ипостаси Дона Базилио предстал Ильдар Абдразаков — темпово подвижный, с театральным шиком и пылкостью, как бы это могло бы быть в оперной постановке.

Еще одна вокальная рокировка, и на сцену вернулась Василиса Бержанская (на этот раз с каватиной Изабеллы) с артистической чуткостью, полностью раскрепостившись как меццо-сопрано, рафинируя звук в руладах и инкрустируя их динамическими волнами. Терцет «Паппатачи» из той же оперы «Итальянка в Алжире» ознаменовался вполне слышимым комментарием из зала одного из многочисленных студентов-вокалистов: «Ну держись, филармония», — вполне предугадав ту феерию, что поставил на сцене триумвират «Абдразаков — Ладюк — Корчак» с симфоническим оркестром. Театр на авансцене подхватывался ритмичными аплодисментами публики, плавно переходящими в овации стоя между несколькими бисами, среди которых была и неаполитанская песенка Funiculi funiculа — можно сказать, негласный гимн фестиваля, ставшего знаковым событием как для Новосибирска, так и для самих артистов. «Мы несемся, мы мчимся вверх…» — так и есть, ведь вслед за Новосибирском Abdrazakovfest проложит путь по гастрольной карте к Томску, Тюмени и Астрахани.

Для симфонического оркестра Новосибирской филармонии гала-концерт стал заключительным восхождением на музыкальный Эльбрус: коллектив завершил сезон 2020/21 и уже готовится в сентябре представить программу, приуроченную к своему 65-летию, а также к открытию юбилейного 85-го концертного сезона филармонии вместе с французским пианистом Люкой Дебаргом.

Маргарита МЕНДЕЛЬ, специально
для «Новой Сибири»

Фото Михаила АФАНАСЬЕВА





Source link

Related Articles

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Stay Connected

21,992ФанатыМне нравится
2,960ЧитателиЧитать
0ПодписчикиПодписаться
- Advertisement -Подтяжка лица в Киеве

Latest Articles